МК в Уфе,
11 ноября 2019 г.
Сотни жителей Башкирии стали жертвами мисселинга
500 просмотров
В обанкротившемся «Роскомснаббанке» им предлагали положить деньги на более доходные счета. Как выяснилось, эти счета назывались «инвестиционными» и располагались не в финансовой организации, а в подразделениях обычной компании «Золотой запас», которая банком не является. В результате люди не могут забрать свои деньги, потому что подписали договор о рисках, связанных с инвестированием, а «Агентство по страхованию вкладов» не может возместить им потерянные средства - ведь они лежат не в банках.
Член комиссии по борьбе с коррупцией Совета по правам человека при главе РБ Валерий Самохин уверен, что в действиях банковских служащих, предлагавших клиентам «более выгодные депозиты и вклады», есть признаки мошенничества.
- Люди думали, что вкладывают накопления в банковскую структуру, а на самом деле отдавали средства взаймы неким «ОООшкам», которые не являются участниками рынка страхования. Эти организации на сегодняшний день финансово несостоятельны, и граждане остались ни с чем.
- То есть люди лишились не только возможной прибыли, но и самих денег?
- Люди сами говорят, что были полностью уверены, что отдают деньги банку. Сотрудники уверяли их, что эти фирмы являются банковскими структурами, и вклады будут возвращены. Такая недобросовестная работа стоит на грани между гражданским и уголовным правом. Но на мой взгляд, здесь есть состав преступления.
- Пострадали от этой мошеннической схемы, в основном, пенсионеры?
- Там две группы потребителей: пенсионеры и те, кто осознанно шел на риск. То есть, они понимали, что это рискованный продукт. В эту категорию попали люди среднего возраста, имеющие хорошие финансовые познания и вложившие большие суммы. Но остальные 80-90 процентов действительно заблуждались. Ведь, приходя в банк, человек уверен, что ему продают банковский продукт. Закон диктует жесткие требования по части информирования потребителей. Если банк продает страховой или инвестиционный продукт, а не банковский, то он должен об этом предупредить. Но, признаюсь, сам я ни разу не видел, чтобы это требование закона качественно исполнялось, ведь сотрудник банка за такую продажу получает премию от той компании, которая заберет эти деньги. Как правило, речь идет о договорах добровольного и инвестиционного страхования. Страховщик вкладывает чужие средства в некие инвестиционные инструменты – зачастую высокорискованные бумаги на российском и зарубежном рынке.
- Получается, что пенсионеры отдают свои накопления в сомнительные инструменты, думая, что это надежные банковские вклады?
- Да, они уверены, что основные условия – возвратность, срочность и защита со стороны государства – соблюдены. Мы знаем, что вклад до 1,4 миллиона рублей при банкротстве или отзыве лицензии у банка застрахован. Но такая защита не распространяется на все остальные финансовые инструменты. Не даром сегодня Центробанк инициирует поправки в закон о страховании вкладов, чтобы под него подпадали и инвестиционные договора страхования. Например, инвестиционные страховые договоры заключаются чаще всего на пятилетний срок, и если человек решит забрать вложенные средства раньше, то получит лишь 60-70 процентов от общей суммы.
- При этом обещанная сотрудником банка прибыль может и не начисляться?
- Сотрудники сами говорят, что прибыль составит «до» определённого количества процентов. Сама формулировка не гарантирует, что клиент получит 15-20 процентов к своему вкладу. Центробанк пытается бороться с недобросовестной работой банков, проводит контрольные закупки, но штат его сотрудников несоизмеримо ниже, чем количество банков и их филиалов. При этом наказание за подобное нарушение – штраф. И это в лучшем случае. Некоторые компании многократно штрафуют, но был прецедент, когда у одного из крупнейших страховщиков приостановили действие лицензии – это было отрезвляюще. Во всех остальных случаях штрафы не работают так действенно, потому что штраф – это риск, а риск покрывается высокой доходностью. Если есть доходность, значит, рискуем дальше. По статистике Центробанка с января по август этого года с жалобами обратились больше двух тысяч человек. Только у нас в организации по защите прав потребителей «Форт-Юст» лежит около 500 жалоб, и думаю, люди просто не знают, куда обращаться.
- Не знают, потому что отовсюду их футболят, ведь у банков есть договор, подписанный ими собственноручно…
- Месселинг означает навязывание покупателю одного продукта под видом другого. Сюда же входит сокрытие от клиента каких-то нюансов и рисков при покупке продукта. Чаще всего рискуют лишиться средств вкладчики банков, у которых истекает срок настоящего вклада. Банковские сотрудники обзванивают таких клиентов и приглашают на продление вклада. При этом им предлагают более выгодный финансовый продукт, обещая высокие проценты по инвестиционным договорам, но умалчивая, что человек не только рискует не получить эти проценты, но и сам вклад, который не страхуется.
- Сможет ли Совет по правам человека при главе РБ помочь обманутым вкладчикам?
- Сейчас идут очень активные переговоры с фактическими бенефициарами, надеюсь, что мы сможем достучаться до их благоразумия. Кроме того, началась доследственная проверка аффилированных с банком фирм. А на мой взгляд, проблему можно решить очень просто: разделить банки на депозитные и инвестиционные. В первом случае банки просто будут принимать вклады и выдавать кредиты, а во втором – заниматься инвестиционной деятельностью. При этом депозитные банки смогут прекрасно работать, а в инвестиционные очереди не будет.
- Банки не впервые попадаются на таких странных махинациях – навязывают страховки, допуслуги…
- Такая недобросовестная практика популярна в автосалонах. Если человек берет машину в кредит, то ему предлагают заплатить по 100-150 тысяч рублей неким фирмам, и эта сумма тоже войдет в сумму кредита. Эти организации, которые даже не зарегистрированы в Башкирии, якобы обязуются вести переговоры с автосалоном. Вопрос – о чем? Также они будто бы помогают заключить договор о купле-продаже автомобиля. Снова – зачем? Ведь салон заинтересован в продаже и имеет своих юристов. Многие предприниматели, видя, как на допуслугах зарабатывают банки, решают включиться в гонку за деньги граждан. Поэтому в игру вступают и автосалоны. Тем более когда человек приходит за автомобилем, то только о нем и думает. У нас доходило до смешного. Мы предлагали помощь автолюбителю, которого попросту развели на деньги. Но он отказался - мол, нет времени, надо машину обмыть.
- Но ведь главная задача банков все-таки максимальная прибыль…
- Вопрос в том, добросовестно ли они это делают. Как мы видим, есть очень много кредитных организаций, которые работают нечестно, причем неважно, с государственным они участием или нет. Верить на слово банковским работникам нельзя. И в конечном итоге мы получаем обогащение банков и околобанковских структур, но страдают люди и в итоге экономика страны. Минэкономики и Центробанк потом выражают обеспокоенность закредитованностью граждан. Но здесь ничего удивительного, ведь если деньги пошли в реальный сектор экономики, то от этого выигрывают все, а в противном случае людей просто обманывают, и у них не остается свободных средств, чтобы приобрести те или иные товары и услуги.
- Как гражданам избежать обмана в банке?
- Надо просто не лениться и показать договор юристу перед подписью. Когда мы заболеваем, мы ведь не ленимся сходить к врачу. Банков много, они дерутся за деньги граждан, и ничего страшного, если в одном банке откажут – значит, в другом вас будут ждать. Лучше юристу заплатить одну-две тысячи рублей, но в итоге не рисковать и выиграть гораздо больше. И еще не стоит забывать, что клиент и банк – равноправные партнеры. Банк не делает снисхождения, не дает деньги взаймы просто так. Он зарабатывает на потребителях и получает свою выгоду.
Юлия ЛЕЖЕНЬ
Вся пресса за 11 ноября 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 июня 2025 г.

|
|
Газета.Ru, 25 июня 2025 г.
Вандалы стали чаще портить автомобили в России

|
|
Автоновости дня, 25 июня 2025 г.
Нашествие хулиганов: россиянам начали чаще портить автомобили

|
|
Алтапресс.ru, 25 июня 2025 г.
В Алтайском крае будут судить банду автоподставщиков

|
|
ГТРК Воронеж, 25 июня 2025 г.
Камеры в Воронеже начнут охоту за таксистами без страховки

|
|
Autonews.ru, 25 июня 2025 г.
Выплаты по европротоколу повысят. Путин подписал закон

|
|
orenday.ru, Оренбург, 25 июня 2025 г.
50 000 рублей выплатит автосервис оренбуржцу

|
|
Transsibinfo.com, 25 июня 2025 г.
Как штрафы за отсутствие страховки изменят поведение водителей в Хабаровске

|
|
Известия, 25 июня 2025 г.
Дорожное нашествие

|
|
Известия, 25 июня 2025 г.
Без другого теста

|
|
Коммерсантъ, приложение, 25 июня 2025 г.
Беременность со страховкой

|
|
Российская газета, 25 июня 2025 г.
Страховщики и аграрии нашли компромисс в подходах к оценке ущерба

|
|
Медвестник, 25 июня 2025 г.
ФОМС разработал правила мониторинга страховых медорганизаций

|
24 июня 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 24 июня 2025 г.
ФФОМС предложил 12 критериев для мониторинга качества работы СМО

|
|
Российская газета онлайн, 24 июня 2025 г.
Путин утвердил новый размер выплат по Европротоколу при разногласиях

|
|
cbr.ru, 24 июня 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
vesti.kg, Бишкек, 24 июня 2025 г.
Штрафы с 1 июля. В Бишкеке начали оформлять ОСАГО круглосуточно

|
|
360.ru, 24 июня 2025 г.
Более 40 человек предстанут перед судом за мошенничество при страховых выплатах в Нижнем Новгороде

|
 Остальные материалы за 24 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|